МАТЕРИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ – САМСАРА
Джива есть вечный слуга Кришны, однако, забыв о Кришне, она получает материальное тело, управляемое гунами материальной природы. Находясь в таком жалком положении, джива испытывает мирские радости и страдания, переживаемые в результате взаимодействия с материальными объектами чувств. В качестве платы за своё право наслаждаться плодами материальной деятельности, джива надевает себе на шею гирлянду из бесконечной череды рождений, старости и смерти.
Поскольку представления дживы о своём “Я” постоянно меняются, она, принимая рождение в самых разных видах жизни, иногда высоких, иногда низких, попадает в различные жизненные обстоятельства. Хотя тело, в котором пребывает джива, очень хрупкое, и может прекратить своё существование в любое мгновение, голод, жажда и все разнообразные побуждения чувств постоянно заставляют её действовать. Часто, не способная добиться желаемого, джива жестоко страдает. Тело несчастного человека стареет, его начинают преследовать бесчисленные болезни и недуги. Живя дома, он ссорится со своей женой, а дети доставляют ему большие переживания. Порой страдания человека заходят так далеко, что он решается на самоубийство.
Движимый желанием обогащения, он решается на немыслимые грехи. Иногда его преследует правительственные чиновники, оскорбляют соседи или ему приходится разлучаться с теми, кто ему дорог.Он теряет свои богатства, а воры расхищают всё его имущество. Когда человек становится старым, родственники начинают пренебрегать им, и не заботятся о нём должным образом. Его горло заполняет слизь, он страдает от ревматизма и различные болезни набрасываются на него одна за другой. В конце концов он умирает и затем вновь попадает в утробу матери, чтобы родиться вновь. Находясь в утробе матери, джива бесконечно страдает, а появившись на свет, продолжает испытывать всё те же страдания, что были пережиты ей в бесчисленных прошлых жизнях. Несмотря на все это, пока джива пребывает в материальном теле, она остаётся заложником вожделения, гнева, жадности, иллюзии, гордости, безумия, зависти, которые порабощают её разум. Такова жизнь в материальном мире, материальное существование, как оно есть – самсара.
Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур.
"Джайва-дхарма" глава 7